СЕКЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ОЧНОЕ УЧАСТИЕ

Гаврилова Елена Вениаминовна

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 7 "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР" имени Г.И. Гореченкова г. Новокуйбышевска

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для достижения своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Один раз в три года проводится международное исследование PISA, которое проверяет читательскую грамотность 15-летних школьников. Последние результаты исследований PISA таковы: средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2018 году составил 479 баллов по 1000-балльной шкале, и российские обучающиеся по данной области заняли 26-36 место среди 77 стран-участниц. По сравнению с результатами 2009 года (459 баллов и 41-43 место из 65 стран) наблюдается положительная динамика, которую следует и дальше поддерживать.
Формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом также является одним из требований ФГОС. Подготовка обучающихся 8 класса к итоговому устному собеседованию, к основному государственному экзамену ярко демонстрирует, что многие из учеников имеют определенные затруднения, связанные с умением читать текст, адекватно понимать написанное, вступать в диалог, задавать вопросы, определять авторскую позицию, формулировать свою позицию и высказывать ее. Для решения данной проблемы учителям необходимо внедрять в учебный процесс различные приемы, направленные на формирование читательской грамотности. Все перечисленные проблемы обуславливают актуальность данной тематики исследования.
Целью работы является рассмотрение и внедрение различных приемов, направленных на развитие осознанного чтения на уроках русского языка и литературы.

Гаврилова Е.В. Аннотация

Кутлахметова Татьяна Петровна

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 7 «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» г. Новокуйбышевска

Направление: Развитие цифровой образовательной среды.
Тема: Использование цифровых образовательных ресурсов при реализации программы по русскому языку и литературе.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что ресурсы сети Интернет – огромны. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся, а также позволяет осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний; обеспечивает многообразие организационно – учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, классные часы, конкурсы, родительские собрания и другое).
Цель работы: проведение анализа эффективности применения современных цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы для достижения различных образовательных целей.

Кутлахметова Т.П. ГБОУ СОШ № 7

Мельникова Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия №1 имени Н.И. Ферапонтова г. Новокуйбышевска

Актуальность
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.
В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач обучения.
Постановка проблемы
Что же такое читательская грамотность? Какими методами можно сформировать читательскую грамотность в основной школе?
Результаты
Основной метод формирования читательской грамотности – это овладение разными видами и стратегиями чтения при работе с учебным текстом. Условно можно разделить коммуникативные умения на три группы. В образовательном продукте предлагаются примерные варианты заданий от простого к сложному.
Информационная переработка текста – это использование различных способов его освоения. Чтобы усвоить содержание текста, необходимо понять, как он устроен. В образовательном продукте представлены задания, направленные на обучение детей составлять план. Практика использования продукта доказала его эффективность.
Вывод
Читательские умения формируются в процессе работы с текстами разных стилей и жанров, но на уроках географии, математики, биологии, физики, химии и других в основном предъявляются тексты учебно-научные, в то время как на уроках русского языка охватывается всё многообразие текстового материала.

Помошникова Наталия Вячеславовна

учитель русского языка и литературы ГБОУ СО СОШ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР"«Южный город» м.р. Волжский

Социальные сети как средство формирования коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка и литературы

Помошникова. Южный город

Рагузина Галина Ивановна

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШа № 3 им. З.А. Космодемьянской г. Новокуйбышевска

Актуальность. ФГОС к портрету выпускника основной школы предъявляет ряд требований, одно из которых – уметь осознавать и принимать ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; способный применять полученные знания на практике. Готовя выпускников девятых классов к ОГЭ по русскому языку, вижу, что чаще других дети выбирают сочинение на морально-этическую тему (15.3). На экзамене от них ждут такие умения, как критически и творчески мыслить, извлекать, анализировать и интерпретировать информацию из текста, выражать свою собственную позицию. На практике же происходит следующее: выпускник основной школы легко запоминает структуру сочинения, но испытывает ряд затруднений при его написании. Он не может дать точное определение и прокомментировать его; не видит очевидных аргументов в предложенном тексте, затрудняется в подборе примера из собственного опыта. Так, при написании сочинения «Что такое нравственный выбор»? происходит подмена понятия, и выпускник раскрывает тему: «Что такое выбор»? При написании сочинения на тему: «Что такое сила духа?» чаще всего раскрывает тему: «Что такое сила воли?» и т.д.

Аннотация
Методическое пособие по русскому языку От понятия к тексту, или как стать Человеком
Рагузина Г.И.

 

Салимгареева Гузеля Миниагзамовна

учитель русского языка и литературы ГБОУ СО СОШ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР" «Южный город» м.р. Волжский

Переход от практики установления федерального компонента государственного образовательного стандарта, регулирующего содержание и объемы учебного материала дисциплин, к федеральным государственным образовательным стандартам, регулирующим требования к базовым компонентам образовательной деятельности – условиям, программам и результатам образования, обозначил новые подходы к решению актуальных вопросов оценки качества образования.
Многоуровневая система оценки качества образования (МСОКО) – это единая информационная система, в которую собирается информация оценочных процедур, мониторингов , контекстной информации на всех уровнях образования: от индивидуальных достижений обучающихся, внутриклассного и внутришкольного оценивания до оценки качества образования на муниципальном и региональном уровнях систем образования.
Основное требование к МСОКО – объективность. Объективной можно назвать ту внутреннюю систему оценки качества образования (ВСОКО), которая спроектирована и функционирует в соответствии с внешними процедурами оценки и обеспечивает корреляцию школьных отметок (годовых, отметок в аттестате) и результатов, которые обучающиеся демонстрируют на ВПР и ГИА.
Одна из главных проблем, с которой сталкивается учитель, - ориентация на контроль и оценивание ради оценивания. Стратегическая цель использования МСОКО – перейти к использованию данных, получаемых в системе образования для управления в образовании.
Наиболее востребованы сегодня в практике педагога следующие оценочные процедуры: тематический, итоговый тест , ВПР, НИКО, чаще ориентированные на международные PISA, PIRLS...

Салимгареева_ МСОКО

Передрий Ольга Геннадьевна

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 3 п.г.т. Смышляевка м. р-н Волжский

Актуальность. Вступая в новый учебный год, образовательные организации строят процесс обучения в 10-11 классах по типу мультипрофильгого обучения. Мультипрофильное обучение осуществляется на 3 ступени обучения в старшей школе (10-11 классы) и предполагает углублённое изучение отдельных предметов на основе индивидуальных учебных планов с целью наиболее полного удовлетворения образовательных запросов обучающихся, создания индивидуальной образовательной среды для развития творческого интеллектуального потенциала личности и целенаправленной подготовки обучающихся для продолжения обучения в высших учебных заведениях в соответствии с их профессиональными интересами. Создание учебной программы, тематического планирования по литературе для 10 класса для базового и углублённого уровней обучения должно отражать тесную связь между уровнями, обоснованный переход и непрерывность в изучении учебного материала. Задача школы и педагога-предметника не перегрузить обучающихся новыми знаниями, а дать им возможность выбора, тем самым повышая их мотивацию к изучению отдельных предметов, которые определят их будущую специальность. Таким образом, индивидуализация, которая подразумевает мультипрофильное обучение, является важнейшим фактором повышения мотивации школьников и ответственности за свое обучение.
Проблема. Различие в изучении литературы на базовом и углублённых уровнях состоит не в расширении круга изучаемых произведений на углублённом уровне (хотя небольшое расширение этого круга произведений здесь необходимо), а в более глубоком изучении произведений учащимися. Необходимо дать возможность обучающимся научиться использовать на практике начальные навыки литературоведческого исследования историко-литературного и теоретико-литературного характера. Педагогу необходимо обладать обширными знаниями по теории литературы и уметь проводить литературоведческий анализ текстов, понимая, на каком из уровней необходимо более детальное изучение материала.
Результаты. Результаты изучения литературы в рамках мультипрофильгого обучения покажут эффективность данного направления в 10-11 классах по итогам экзамена по литературе.
Вывод. Рабочая программа по литературе для 10 класса (базовый и углублённый уровни) может быть использована учителями русского языка и литературы в текущем учебном году. Данная программа представляет собой тесную тематическую связь изучаемого материала на базовом и углублённом уровнях.

Толстопятова Татьяна Афанасьевна

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР" « Южный город» м. р-н Волжский

Тезисы к сообщению на тему «Ресурсы «ЯКласс» и «Яндекс.Учебник» в работе учителя русского языка»
• Социальный заказ общества школе состоит сегодня в том, чтобы повысить качество образовательных результатов у учащихся посредством внедрения современных образовательных технологий в учебно-воспитательном пространстве.
• Мое открытие - использование образовательных интернет - ресурсов «ЯКласс» и «Яндекс.Учебник» на уроках русского языка помогает мне реализовать личностно-ориентированный подход в обучении предмету, обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход в обучении русскому языку с учётом способностей детей, их уровня обученности.
• Образовательные возможности платформ электронного образования: «ЯКласс» и «Яндекс.Учебник»
• Необходимость интернет-ресурсов данных платформ в период дистанционного обучения.
• Сильные стороны работы с «ЯКласс» и «Яндекс.Учебник»
• Слабые стороны работы с «ЯКласс» и «Яндекс.Учебник»
• Цифровая школа - это, на первый взгляд, обычная школа с внедренными информационными и коммуникационными технологиями. Но цифровая школа - это не только реализация Интернет-технологий, мобильные классы, интерактивные панели, доски проекторы и другие объекты техники. В первую очередь это педагоги, обладающие знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, готовые и умеющие применять новые технологии на уроках и в других аспектах своей профессиональной деятельности, владеющие основами работы в сети Интернет, готовые к постоянным изменениям, обучению и самообучению.

ЗАОЧНОЕ УЧАСТИЕ

Итоговое собеседование направлено на проверку коммуникативной компетенции обучающихся IX классов — умения создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.
Таким образом, содержание данного пособия ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у обучающихся основной общеобразовательной школы жизненно важных коммуникативных умений, необходимых для продолжения образования:
- извлекать информацию при аудировании и чтении;
- адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;
- создавать в устной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;
- соблюдать в речи основные языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).
Учебное пособие создано в программе Power Point . Использованы QR код, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. В презентацию вставлены видеоурок и аудиозаписи.
Практика использования данного пособия доказала свою эффективность: 100 % прохождения итогового собеседования в 2018 – 2019 учебном году.

Учебное пособие

Тема: «Приёмы формирования читательской грамотности».
Актуальность.
Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения
Данный образовательный продукт направлен на развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Практика использования данных приёмов, представленных в образовательном продукте, и других, помогающих формировать читательскую грамотность, показала свою эффективность. При анализе текстов художественного стиля у школьников возникали трудности. Например, определение темы и идеи текста после первичного прочтения, так как эта информация представлена в неявном виде. После частого использования некоторых приемов формирования читательской грамотности у учеников появился интерес к данным видам работы с текстом и выработалась своя система работы. И как показала практика, у некоторых учеников уже не возникала проблема в определении темы и идеи текста.
При написании сочинения-рассуждения при подготовке к ОГЭ по русскому языку у девятиклассников возникали трудности с подбором аргументов №2 (из личного опыта). Но некоторые ученики стали приводить аргументы не из личного жизненного опыта, а из произведений художественной литературы, которые мы вместе обсуждали на уроках литературы. Хотя поначалу многие были категорически против примеров из текста. На вопрос «А почему именно из этого произведения взяты аргументы, если оно Вам не понравилось?» получила следующий ответ: «Потому что понял».
Во время устного ответа многим ученикам стало намного проще привести доказательства из текста в защиту своей точки зрения. В целом отмечается рост читательской грамотности.

Мастер-класс Свиридова Е.И.
Приложение 1

Игра – одна из важнейших составляющих жизни ребёнка до 13 лет. Изучение материала в игровой форме на уроке русского языка для ребёнка с ОВЗ – одна из самых эффективных и понятных форм обучения. Данный продукт содержит несколько примеров игровых приёмов, которые помогут учителю исключить скучающие и непонимающие лица на уроке, установить взаимопонимание с ребёнком, имеющим трудности не только в усвоении программного материала, но и в установлении контакта с педагогом. Все приёмы, предлагаемые в сборнике, основаны на материале, представленном в методическом пособии Рик Т.Г. «Игра на уроках русского языка», но являются адаптированным и переработанным образовательным продуктом, апробированном на уроке для обучающихся с ОВЗ. На примере изучения темы «Глагол» в сборнике показывается, как работает технология развивающего обучения в форме игры и максимально творческого подхода учителя к подготовке урока.
Цель представления этих игровых приёмов – помочь заинтересованным педагогам посредством творческого подхода к личности ребёнка с ОВЗ реализовать учебные цели и задачи: раскрытие потенциала и учебных ресурсов обучающегося, стимуляция процесса мышления, возможность психологической разрядки, способной снять напряжение ребёнка в связи с ожиданием неуспеха, плохой оценки, наказания. Создание ситуации успеха на уроке с дифференцированным подходом и использованием здоровьесберегающих технологий – одна из важнейших концепций ФГОС. Знания, полученные через игру, оказываются гораздо прочнее. Общение в форме игры вызывает у ребёнка положительные эмоции, а значит, способствует сохранению его здоровья, а конечный результат – достижение учебных целей на уроке – не заставит себя ожидать.

Продукт Павлова И.А. ГБОУ ООШ № 17

Формирование духовно-нравственного и гражданско-патриотического мировоззрения обучающихся через приобщение к историческому наследию. Методическая разработка урока русского языка в 5 классе
«Письмо ветерану войны»
Предлагаю свою разработку урока русского языка в 5 классе на тему «Письмо ветерану войны». Думаю, что тема, выбранная мною, была, остаётся и будет всегда актуальна. Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны ВОВ, и приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о войне. О минувшей войне можно говорить по-разному: скорбно и торжествующе, с любопытством школьника и бесстрашием учёного. Но тема войны вызывает однозначные чувства - острую душевную боль.
Данный урок способствует развитию у обучающихся умений передавать свои эмоциональные чувства (радость, сопереживание, участие, интерес) при помощи письма другим людям, повышает интерес к эпистолярному жанру, формирует навыки правильного написания и оформления письма. Урок даёт обучающимся возможность выразить на бумаге свою благодарность и уважение поколению фронтовиков, познакомиться с правилами написания письма. Воспитывать чувство уважения к окружающим, почитание старших и пожилых людей; стремление выразить себя в личной переписке и быть всегда вежливым и доброжелательным, оригинальным, умеющим заинтересовать адресата.
Данный метод изложения этой темы позволяет освоить большой объём материала, стимулирует развитие интереса у обучающихся к изучению предмета. Ранее пассивные и слабоуспевающие ученики стали более активны на уроках русского языка, повысили процент качества знаний.
На уроке использую следующие формы работы: фронтальная и индивидуальная работа, работа в парах и группах. В работе используется разнообразный раздаточный материал. Для более успешного усвоения изучаемого материала подготовлена мультимедийная презентация. Для проведения урока использую компьютер и мультимедийное оборудование.

С целью повышения интереса к урокам русского языка и литературы на уроках использую электронные тетради. Работа в данных тетрадях проводится в соответствии с требованиями ФГОС и Роспотребнадзора.
Электронная тетрадь — это компьютерная программа, содержащая интересные задания различных типов и уровней сложности с самопроверкой.
В электронной тетради у ученика намного больше возможностей и материал раскрывается более ярко, красиво и точно.
Учёт работы в электронной тетради поможет учителю автоматически проверять все ответы и оценить результативность ученика.
Даже практическая работа, на которой невозможно уследить,
помочь и справедливо оценить всех учащихся, с помощью электронной тетради становится интересным занятием для каждого ученика и учителя.
В электронной тетради - интересные упражнения, что способствует хорошей дисциплине на уроке, потому что каждый ребёнок работает с интересом, в своём темпе и мгновенно получает обратную связь от программы. Компьютер сам даёт ученику ответы «правильно» или «неправильно». При этом для учителя фиксируется, сколько раз ученик ошибся, сколько раз ответил правильно, какие упражнения пропустил и какая итоговая результативность работы. Всё организовано так, как будто учитель работаете индивидуально с каждым.
Использование электронной тетради на уроках литературы и русского языка способствует тому, что уроки становятся более продуктивными, интересными, дисциплина детей на уроке улучшается, обучение становится наглядным и понятным.
Главная задача учителя –построить свои уроки так, чтобы на них было грамотно распределено время работы детей в электронных тетрадях, чтобы на уроках был использован системно-деятельностный подход, чтобы такие уроки были не просто эффектными, но и эффективными.

Тема: «Использование карт Проппа в обучение детей с ОВЗ творческому рассказыванию в рамках федерального государственного образовательного стандарта в ОУ и ДОУ»
Форма: Презентация,
Данный материал можно использовать на уроках внеклассного чтения и развития речи Данный материал можно использовать на уроках внеклассного чтения и развития речи

Презентация Лепешкина Е.А. ГБОУ СОШ им. Героя Советского Союза Г. С. Титова с. Воскресенка

Тема: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка».
Технология проблемного обучения носит общепедагогический характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, потому объективно необходима каждому учителю.
Многие учителя-практики в своей деятельности сталкивались с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных форм и методов обучения. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.
Социальный прогресс все настойчивее требует, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования. Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. Суть проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания. В основе творческого труда учителя лежит прежде всего умение создать на уроке противоречие, проблемную ситуацию. Свои уроки провожу по следующей схеме. Сначала беседа учителя с учащимися, в которой привлекаю внимание детей к решению проблемной задачи, подчеркивая, что если самостоятельно откроют правило правописания, то оно легко усваивается и соответствующий навык правописания быстро формируется. Основная движущая пружина активизирующего, поискового, проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками. Активную работу мысли вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия. Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить.

17 территориальная ярмарка 2020 образовательных ресурсов

«Эффективные методики реализации ФГОС СОО»
«Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
«Урок русского языка в 9 классе»,

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных методов обучения , поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология. Получив информацию о каждой, принимаю попытки внедрять их в свою практику Предпочтение же отдаю нескольким из них, т. к. они кажутся мне наиболее эффективными.
Использование ИКТ на уроках даёт возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебного материала. Мультимедийная презентация - самый быстрый и современный способ донести любую информацию. Мультимедийные презентации использую и с целью демонстрации занимательного материала (логические задачи, ребусы, кроссворды); а также при организации словарной работы (толкование, проверка правописания) на этапе контроля (тестовые задания).
Великое богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и на мировой арене обязывает нас серьезно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения и навыки. Руководствуясь именно этой задачей, я провела открытый урок в 9 классе, взяв тему бессоюзного сложного предложения и постановки знаков препинания в нем. Этот материал занимает в разделе пунктуации русского языка одно из главных мест и при этом непростой в плане определения и правильности постановки знаков препинания в предложении, т.к. дети часто допускают ошибки при синтаксическом анализе ССП, БСП, СПП, особенно при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Использование активных методов позволяет:
1.активизировать познавательную активность учащихся;
2.повысить уровень наглядности в ходе обучения;
3.значительно сэкономить время на уроке;
4.повысить творческий потенциал;
5.внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;
6.сформировать лингвистическую компетенцию учащихся.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА БСП

«Формирование читательской грамотности у обучающихся основной школы».

В исследованиях PISA и PIRLS под грамотностью (функциональностью) чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей.
Ольга Юрьевна Васильева в одном из своих выступлений отмечала то, что «в функциональном чтении мы сегодня отстаем по сравнению с данными десятилетней давности. По разным данным, от 22 до 25% населения страны не владеют функциональным чтением. Потери его начинаются в раннем возрасте. Ребёнок читает текст, не понимая прочитанного».
Всё это показывает значимость изучения темы «Функциональная грамотность учащихся» и подтверждает её актуальность.
В образовательных организациях изучают четыре вида функциональной грамотности. Базовым навыком является читательская грамотность - способность человека понимать тексты как сплошные, так и несплошные, анализировать их и заниматься чтением для того, чтобы достигать поставленных целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Работа по формированию читательской грамотности проводится посредством чтения и анализа текстов, поиска ответов на поставленные вопросы.
Образовательный продукт представляет собой методическую продукцию, представленную в виде тематической подборки заданий по формированию читательской грамотности у обучающихся основной школы. Практика использования продукта показала его эффек¬тивность при проведении занятий по внеурочной деятельности и при выполнении работ в урочное время.
На уроках развивать читательскую грамотность можно при изучении любой темы и на различных этапах урока. Формирование навыков читательской грамотности начинается с самостоятельного определения учащимися темы и цели урока. Для этого важно создать нужные условия. Способствовать этому может использование технологии проблемного обучения. Данная работа направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся, позволяет им включиться в учебный процесс, что помогает работать с информацией, анализировать и отбирать её.
Особое внимание стоит уделить тому, что одной из составляющих читательской грамотности является применение дифференцированных заданий, разработанных с учётом учебных потребностей и возрастных особенностей учащихся, что является залогом успеха на уроках. К тому же, дифференцированное обучение учитывает индивидуальные особенности, возможности и способности детей. А в условиях реализации федерального государственного стандарта это наиболее востребовано, так как работа ориентирована на личность учащегося.
Таким образом, формирование функциональной и в частности читательской грамотности в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, развить грамотность коммуникативную, информационную и деятельностную. Такой человек, выпускник основной образовательной школы, способен в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных организациях: в старших классах средней школы, в средних специальных, а затем и высших учебных заведениях.

Актуальность
Важнейший вопрос педагога: «Каким должен быть урок?»
Современный урок – это деятельностный урок. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход. Никому не интересно, просто сидеть и слушать. Интереснее получать знания в деятельности! Я считаю, что принцип деятельности является ведущим среди дидактических принципов современного урока, поэтому моей ведущей педагогической идеей является идея обучения в деятельности.
Свою педагогическую задачу я вижу в создании деловой образовательной ситуации на уроках литературы. Вместе с тем это является и определенной трудностью: надо умело совместить работу с текстом, и анализ текста, и передачу опыта литературных героев юным читателям, и постоянно поддерживать познавательный интерес и умения мыслить, рассуждать, обобщать.
Как это сделать? Ответить на этот вопрос мне помогает использование следующих технологий: технологии проблемного обучения, игровым технологиям, здоровьесберегающим технологиям.
При использовании этих технологий в обучении литературы успешно применяю следующие приемы: выразительное чтение, показ, чтение с остановками, чтение по ролям, инсерт, инсценирование.
Наверняка все эти приемы есть в арсенале каждого учителя литературы. Но остановиться мне хочется на приеме «Показ», так как в большинстве уроков по изучению поэзии звучат стихотворения в моем исполнении. Считаю, что прием «Показ» вызывает (а я это вижу) отклик у детей. В 8 классе при подготовке к уроку-конкурсу выразительного чтения «Образы родины и родной природы в стихотворениях XX века» я читаю стихотворение Роберта Рождественского «Тем, кто не видел землю вблизи».
Цель «Показа» состоит не в том, чтобы навязывать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, зажечь детей чувствами, переживаниями, которыми насыщено произведение, и возбудить у ребят желание хорошо прочитать.
Урок литературы – это в первую очередь знакомство со словом. Почти на каждом уроке сама показываю пример выразительного чтения, сегодня на конкурсном уроке в том числе, или включаю записи мастера художественного слова как образец красоты художественной речи.
На уроках литературы наибольшее предпочтение я отдаю проблемному обучению. Почему? Оно привлекательно тем, что в процессе урока учащиеся заняты решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Я организую работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти, выявить.
Основным методом проблемного обучения является эвристический метод. Он предполагает работу над текстом художественного произведения: анализ эпизода или целого произведения, подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, анализ образа героя, сравнительную характеристику героев; выступления на диспуте, сочинения как результат своей работы над произведением.
Задача учителя при эвристической беседе найти острый, проблемный вопрос, создав тем самым на уроке проблемную ситуацию и организовав способы ее решения.
При проблемном обучении, на мой взгляд, лучше использовать групповую форму работы. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного суждения, дискуссии. На уроках дети работают в парах, группах, иногда класс делится на две группы. Проводится фронтальная работа.
А самый главный результат такого осмысления – формирование сознания обучающегося 21 века. Опыт литературных героев становится опытом моих учеников.

Для того, чтобы проголосовать за понравившийся Вам материал выступления ЗАОЧНОЙ секции необходимо пройти регистрацию на сайте. В форме, представленной ниже, необходимо нажать "Регистрация", далее, ввести имя пользователя на латинице, Вашу почту, придумать пароль (подсказка указана ниже), повторно ввести придуманный пароль и подтвердить регистрацию, нажав кнопку "Регистрация".  Вы войдёте на сайт автоматически. если этого не произошло - введите ваши логин и пароль в форму авторизации, и нажмите "Войти". На указанный Вами почтовый ящик придёт письмо-подтверждение Вашей регистрации, там также будет ссылка на вход на сайт.

Для голосования необходимо поставить галочки в списке напротив фамилии участника. затем, внизу списка нажать кнопку "Голосовать".

Вы можете указать до пяти понравившихся Вам выступлений.

ВНИМАНИЕ:

кнопку "Голосовать" необходимо нажимать только после того как вы поставили все 5 оценок (или меньше) понравившегося выступления. Голосование идёт только один раз, впоследствии исправить это будет невозможно.

Опросы

РУС.ЯЗ И ЛИТ-РА

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...