СЕКЦИЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ОЧНОЕ УЧАСТИЕ

Горшкова Наталья Викторовна

ГБОУ СОШ №1 "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР" п.г.т. Смышляевка м. р-н Волжский

В работе рассматривается проблема низкого уровня финансовой грамотности учащихся и важность повышения уровня финансовой грамотности во внеурочное время через участие в социальных проектах.
Одной из главных проблем, с которой столкнулось современное общество, является отсутствие финансовой грамотности. Ускоренный рост финансовых продуктов и услуг, особенно потребительского кредитования на фоне финансовой безграмотности и непонимания гражданами своих прав и обязанностей вызывает обеспокоенность банковского сектора и государства. До сих пор большая часть населения относится с недоверием к банковским услугам и финансовым рынкам. Недостаточный уровень финансовой грамотности населения в России выражается в отсутствии умения граждан строить долгосрочные финансовые планы, формировать эффективные сбережения, а также грамотного оценивания рисков, умения принимать ответственность за собственное финансовое благополучие и благополучие своей семьи.
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни в рыночных условиях. Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и он порою до окончания школы оставался в стороне от них, то сегодняшняя жизнь требует, чтобы ученик знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит и т.д. Исходя и этого преподавание финансовой грамотности целесообразно начинать со школьного возраста для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников и социальной адаптации.
Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, история, обществознание. С этого учебного года в ОГЭ по обществознанию появились задачи по финансовой грамотности. Эти задачи-ситуации еще раз показали, как важно быть финансово грамотным, чтобы применять свои знания в жизненных ситуациях, в которые могут попасть люди любого возраста. Но помимо школьных предметов, финансовую грамотность можно развить и во внеурочное время.
Данная работа позволила: усвоить основы финансовой грамотности самими учащимися. Расширить свои знания за счет изучения дополнительной литературы. А также позволила развить коммуникативные универсальные учебные действия в общении с людьми пожилого возраста.
Таким образом, мы должны понимать, что формировать у школьников финансовую грамотность просто необходимо, потому что финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику. А значит, финансовая грамотность школьников – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и финансовой безопасности населения и будущих поколений граждан

Горшкова Н.В. Финансовая грамотность
Продукт_ПАМЯТКА- буклет

Малкина Светлана Александровна

ГБОУ СОШ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» имени 81 гвардейского мотострелкового полка п. г. т. Рощинский м. р-н Волжский

Тема выступления: «Модуль «МСОКО» как объективный инструмент в работе учителя истории и обществознания для достижения качества образовательных результатов».
Аннотация выступления: презентация и доклад раскрывают возможности использования модуля «МСОКО» АИС «Сетевой Город» для осуществления мониторинга качества знаний учащихся достижения качества образовательных результатов.
Продукт:
тематические комплекты по истории и обществознанию для работы в модуле МСОКО (КИМ, критерии оценивания, анализ контрольной работы).
Источники:
1. Статистические и мониторинговые материалы по результатам контрольных работ по обществознанию и истории с использованием механизмов независимой оценки знаний модуля МСОКО.
2. Варченко, Е. И. Управление качеством образования в образовательном учреждении / Е. И. Варченко // Молодой ученый. – 2018. – №3.
3. Руководство пользователя программным комплексом «МСОКО». Уровень общеобразовательной организации. – ЗАО «ИРТех», г. Самара, 2016.

МОДУЛЬ МСОКО. Малкина С.А
тезисы
ПРОДУКТ

Нуждина Ирина Александровна

ГБОУ СОШ №8 "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЦЫЙ ЦЕНТР" г. Новокуйбышевск

В 2020 году в педагогической деятельности нам пришлось столкнуться с проблемой работы в условиях дистанционного обучения. Как построить урок по финансовой грамотности, какие задания дать, чтобы увлечь детей?
Актуальность обучения основам финансовой грамотности продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны - легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений.
Министерство образования и науки связывает наличие данных проблем с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком образовательных программ и материалов для школьников и студентов.
Для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для начального, основного, среднего общего образования, а также для дополнительного образования. А также продолжить работу по внедрению методик интерактивного обучения учащихся, разработке цифровых образовательных ресурсов, онлайн-игр по финансовой грамотности, а также организации онлайн-олимпиад для школьников.
При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности тематики уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность. Для развития навыка коллективной деятельности и эффективной социализации используются такие формы занятий, которые приучают школьников взаимодействовать в коллективе. К подобным формам занятий можно отнести выполнение заданий с родителями, обсуждение кейсов и других практических заданий в команде, «мозговой штурм», подготовку коллективных презентаций и групповых проектов. В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках. Во всех направлениях в различных форматах возникает и реализуется проектный подход, который обеспечивает практические компоненты и личностное вовлечение обучающихся в деятельность.

Нуждина И.А. Цифровые образовательные ресурсы
Образовательный продукт

Пиняжина Т.С.

ГБОУ СОШ №8 "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР" г. Новокуйбышевск

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными для большинства стран мира. Обеспечение личной финансовой безопасности становится важным фактором экономического благополучия людей.
Проблема формирования финансовой грамотности в России была поставлена перед правительством еще в 2011 году, когда Министерство финансов совместно с Всемирным банком начали реализацию проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». Главная задача этого проекта рассчитана на то, что, обучив сегодняшних школьников финансовой грамотности, через 10-15 лет государство получит финансово грамотное население. В 2017 году Распоряжением Правительства РФ была утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в РФ на 2017-2023 гг.», целью которой стало создание основ для формирования финансово- грамотного населения.
Финансовая грамотность – совокупность знаний о финансовых рынках, особенностях их функционирования и регулирования, профессиональных участниках и предлагаемых ими финансовых инструментах, продуктах и услугах, умение их использовать с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.
Наиболее эффективным этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе. Школа помогает учащимся адаптироваться к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.
Элективный курс «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 10 - 11 классов ставит целью повышение финансовой грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями финансовой политики Российской Федерации и формирования компетенций в области бюджета и финансов.
Рабочая программа элективного курса составлена на основе УМК Основы финансовой грамотности, Чумаченко В.В., Горяева А.П. одобренный Центральным банком РФ.
Основное содержание программы включает в себя следующие разделы: личное финансовое планирование, депозит, кредит, расчетно- кассовые операции, страхование, инвестиции, пенсии, налоги, финансовые махинации.
Особое внимание уделяется работе с Интернет-ресурсами. Ведется работа в онлайн режиме на сайте «Ваши финансы РФ». Здесь старшеклассники самостоятельно знакомятся с финансовыми новостями, изучают информацию рубрики «Интересные статьи», просматривают тематические видеофильмы, выполняют онлайн тестирование. Данный сайт по своему содержанию очень полезен, помогает организовать работу в группах. Участие в проекте «Онлайн-уроки финансовой грамотности», организованные ЦБ РФ, позволяет стать участниками онлайн-уроков и задавать вопросы непосредственно финансовым специалистам.
Данный элективный курс существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении собственным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы. Выполнение творческих работ, практических заданий позволяет старшеклассникам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Программа Основы финансовой грамотности

Пронина Анна Леонидовна

ГБОУ СОШ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР» имени И.А. Кулькова с. Дубовый Умет м. р-н Волжский

«Расширение применения ЭОР как условие повышения качества преподавания обществознания»
Вид образовательного продукта: комплекс ЭОР для повышения качества преподавания обществознания (с возможным применением в условиях дистанционного обучения): комплект онлайн контрольно-измерительных материалов в формате ЕГЭ по истории и обществознанию, сборник нормативно-правовых актов, который содержит ссылки на основные нормативно-правовые акты, цифровая образовательная платформа Stepik.
Актуальность данного комплекта объясняется вызовами современной социальной действительности, необходимостью организации дистанционного обучения, а также теми большими возможностями по обучению, диагностики полученных знаний и организации учебного процесса, которые предоставляют современные образовательные ресурсы. Комплекс ЭОР представляет собой:
1) комплект онлайн контрольно-измерительных материалов в формате ЕГЭ по истории и обществознанию представляет собой онлайн тренажер отработки экзаменационных заданий различного типа, повторения и закрепления пройденного материала. Он позволяет ученику не только решить тест, но и показывает правильные ответы, что способствует самопроверке и отработки «западающих» тем;
2) электронную базу данных нормативно-правовых документов - сборник нормативно-правовых актов, который содержит ссылки на основные нормативно-правовые акты, знания которых проверяется на ЕГЭ, который может использоваться как в качестве инструмента повышения правовой компетентности самого педагога, а также в качестве методического ресурса при преподавании «Права» на углубленном уровне и при подготовке к ЕГЭ по «Обществознанию». Данный ресурс весьма интерактивен, располагает достаточно большим объемом нормативно-правовой информации, являясь комплексом ссылок на первоисточники, то есть на сами нормативно-правовые акты, а не их комментарии, трактовки, анализы. Все это способствует повышению правовой компетентности, как педагога, так и учащегося;
3) Цифровая образовательная платформа Stepik представляет собой цифровую платформу, которая содержит более 2 000 бесплатных курсов по различным направлениям и предметам. Она позволяет педагогу создать свой собственный класс, выбрать для учащихся необходимые курсы, подготовленные ведущими ВУЗами страны и отслеживать успехи учащихся в реальном времени. Данные ресурс позволяет не только организовать дистанционное обучение целого класса, но и проводить комплексные анализ результатов образовательной деятельности.
Результаты. Практика использования продукта доказала его эффек¬тивность как в условиях очного обучения, так и в дистанционном режиме. Данный ЭОР имеет неограниченную область применения (прохождение новой темы, закрепление и повторение, подготовка к диагностическим работам, подготовка к ГИА). Еще один немаловажный плюс данной разработки состоит в том, что она совместима с любой мобильной технической платформой. Это упрощает и ускоряет работу педагога, так как не каждый кабинет оборудован компьютерами в достаточном количестве и позволяет сделать ресурс доступным каждому ученику в условиях дистанционного обучения.

ЗАОЧНОЕ УЧАСТИЕ

Успешные методики преподавания различных предметов в условиях реализации концепция предметов и предметных областей.
Интерактивные методы преподавания истории и обществознания.
В настоящее время идет активный процесс формирования информационного общества, в котором выпускник школы должен обладать высокой информационной культурой поведения. Внедрение в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий позволят обеспечить индивидуализацию обучения и развивать самостоятельность в обучении, а интерактивные методы сполна отвечают этим требованиям. История и обществознание – сложные образовательные дисциплины. Ученикам, как показывает опыт, трудно понять функции и роль этих дисциплин, поэтому главная задача учителя сформулировать вопросы перед учениками и вместе с ними искать ответы, организуя педагогический процесс методом взаимодействия. Самое главное заключается в том, что учитель и ученик ощущают себя носителями активного начала, организаторами и преобразователями процесса совместного познания. Интерактивное обучение, по сравнению с другими методами, меняет процесс взаимодействия: активность учителя уступает место активности учащихся, задача учителя – создавать условия для их инициативы. Учитель не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Именно такой подход в работе с детьми мне интересен. Роль учителя в процессе интерактивного обучения постоянно меняется. В позиции лектора – эксперта, излагает новый материал, демонстрирует наглядность, отвечает на вопросы и т.д. В позиции организатора, налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения задания, подготовка мини презентаций и т. д. В позиции помощника – консультанта, учитель обращается к социальному опыту участников, побуждает их самостоятельно собирать новые данные, искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
Таким образом, моя задача, организуя интерактивное обучение, моделировать педагогическую ситуацию путем изменения направления информационного потока, что заметно расширяет возможности обучения.
Каким же образом, я пытаюсь строить обучение, чтобы процесс познания стал интересен и ученику, и учителю, важен и для педагога, и для ученика? Около 10-ти лет назад в пространстве педагогики начало разрабатываться новое направление – учебный диалог. Сегодня это уже не новый подход, а как раз то самое интерактивное обучение. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих - на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности. Использование интерактивного подхода в обучении – это вариант сложной педагогической задачи. Результаты такого обучения проявляются не сразу, они зависят от решения основных задач организации групповой формы обучения. При организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от благоприятного психологического климата микрогруппы. Формирование групповой общности я начинаю со своеобразной разминки. Предлагаю учащимся два – три упражнения на концентрацию внимания. Например, «Что тебе известно по этой теме?» «Подберите ключевые термины к уроку»; историческая разминка в форме блиц – вопросов. Следующий этап интерактивного обучения – организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней: усвоение учебной задачи;
• процесс поиска лучшего решения;
• суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
• презентация группового решения.
Опыт показывает, та учебная задача, которую ставит перед группами педагог, по-разному воспринимается учащимися.
Учебное сотрудничество и взаимодействие, я организую в двух формах кооперации «Учитель - учащийся» и «учащийся – учащийся». Обеспечение сотрудничества и взаимопонимания в процессе обучения основано на ряде педагогических техник: «Мозговой штурм», «Мозаика», «Аквариум», «Опорный конспект», «Хоровод», создающих условия для эффективного общения между всеми участниками учебного процесса по поводу изучаемого материала.
Стремление к высокой мотивации в обучении, я добиваюсь также через актуализацию знаний, подводя учащихся к осознанию важности получаемой информации. Использование в работе вышеперечисленных методов, приемов и средств обучения позволяет добиваться мне стабильных результатов в процессе обучения. В процессе освоения технологий интерактивного обучения у учащихся вырабатываются определенные правила взаимодействия. Успех и результативность занятия обусловлены: правильной постановкой учебной задачи. Моим ученикам очень нравятся активные и интерактивные формы работы. В своих отзывах об уроках они пишут: «На таких уроках повышается настроение», «Нет обычного урока, где мы только слушаем учителя и быстро-быстро записываем за ним», «Эти уроки похожи на игры. А на самом деле нас учат получать информацию не только по предметам, но и из своего опыта», «Диалог положительно влияет не только на знания но и на всю обстановку в классе»….

Давыдушина.Е.С

Актуальность данного продукта заключается в том, что он позволяет оценить сформированность обобщенного умения решать практически значимые задачи; готовность, решая задачи любого вида, применить знания по образцу, в сходной ситуации или комбинируя и перестраивая, выбирая нужное в незнакомой. Что позволяет обеспечить разработку эффективных путей и средств обучения функциональной грамотности.
Одной из проблемой школьного образования является то, что успешность в школе не всегда означает успешность в жизни. В современных условиях необходим функционально грамотный человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать информацию для достижения социально значимых результатов. Важно создать условия для того, чтобы обучаемые учились самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Проблема развития функциональной грамотности в процессе обучения может быть реализована в плане формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых условиях. Данный продукт поможет оценить компетентность, т.е. способность практически применять знания при решении профессиональных задач.
Функциональная грамотность – результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.
Функциональная грамотность включает в себя 5 основных направлений: читательская грамотность, глобальная грамотность, финансовая грамотность, математическая, естественнонаучная грамотность. На примере своих уроков я хочу раскрыть эти направления.
Таким образом, подобная система работы помогает формировать на уроках функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся. При формировании функциональной грамотности учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Если учащимся овладели системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации, значит, учителю удалось решить поставленную задачу по формированию функциональной грамотности школьников.

Для того, чтобы проголосовать за понравившийся Вам материал выступления ЗАОЧНОЙ секции необходимо пройти регистрацию на сайте. В форме, представленной ниже, необходимо нажать "Регистрация", далее, ввести имя пользователя на латинице, Вашу почту, придумать пароль (подсказка указана ниже), повторно ввести придуманный пароль и подтвердить регистрацию, нажав кнопку "Регистрация".  Вы войдёте на сайт автоматически. если этого не произошло - введите ваши логин и пароль в форму авторизации, и нажмите "Войти". На указанный Вами почтовый ящик придёт письмо-подтверждение Вашей регистрации, там также будет ссылка на вход на сайт.

Для голосования необходимо поставить галочки в списке напротив фамилии участника. затем, внизу списка нажать кнопку "Голосовать".

Вы можете указать до пяти понравившихся Вам выступлений.

ВНИМАНИЕ:

кнопку "Голосовать" необходимо нажимать только после того как вы поставили все 5 оценок (или меньше) понравившегося выступления. Голосование идёт только один раз, впоследствии исправить это будет невозможно.

 

 

Опросы

ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...